Ковка – одно из самых древних ремесел человечества – как ни странно, несмотря на необычайно высокий уровень технического прогресса, так и не утратила своей актуальности и популярности. Мы являемся свидетелями вымирания многих профессий, существовавших на протяжении десятков столетий. В условиях современности они постепенно исчезают, вслед за объектами своего применения. 

Иначе обстоит ситуация с искусством художественной ковки. Причин этому много, и в первую очередь они кроются в свойствах объектов, которые она производит. Непременный функционализм в сочетании с декоративностью, практичность и индивидуальный авторский стиль – это главное. У человека всегда будет необходимость зонировать и украшать пространство, в котором он живет и работает, будь то интерьер или экстерьер. Одним из универсальных способов решения этих задач является ковка. 

Удивительно, что приемы пластической деформации, основные инструменты, выработанные когда-то нашими предками, остались практически неизменными. Более того, эти приемы настолько универсальны, что позволяют сделать любой элемент декоративной композиции (разумеется, если автор, что называется, мыслит в материале), касается ли это традиционных элементов сформировавшегося ранее художественного стиля или вновь придуманных деталей. Их выполнение может требовать различного количества последовательно повторяющихся приемов и определенного уровня мастерства исполнителя. 

Примечательно, что современные попытки максимально механизировать, а следовательно – удешевить процесс ручной художественной ковки в наше время никаких существенных результатов и качественных сдвигов не дал. Одна из причин, как ни странно – идеальная повторяемость элементов, которая абсолютно исключает присутствие авторского «почерка» художника. Хотя в ручной ковке повторяемость может являться в какой-то мере показателем качества изделия. И если кузнецу, помимо художественной, поставлена задача еще и на выполнение однотипных элементов, то все равно при ручном исполнении следует говорить о подобии, но ни в коем случае не об одинаковости, характерной для машинной ковки.

Споры о роли и перспективах машинной ковки идут уже давно. Тем не менее, когда этот вопрос обсуждается с точки зрения искусства, пальма первенства отдается, безусловно, человеку. Настоящее искусство, декоративно-прикладное или монументальное, приобретает свою полную силу и раскрывается во всем своем многообразии только в том случае, если мы подсознательно чувствуем в нем след, оставленный рукой человека.